Как фотографировать высоко контрастные сцены

government,politics news,politics news,politics

Не секрет, что встать в 5ть утра, чтобы застать рассвет в лесу – не всегда бывает нам под силу. Иногда – элементарно поспать хочется. Да и вечером не всегда выпадает время.

А снимать – хочется. И солнце не всегда вовремя прячется за тучи, создавая эти безумные жесткие блики на листве. Кто пробовал снимать в лесу в солнечный день – знает на какие выкрутасы приходится идти, чтобы вместить в картинку необходимый динамический диапазон. В ход идут и брекетинг экспозиции и жертвование деталями , и таскание с собой отражателей и вспышек.

Между тем, классики пленочного времени уверяют нас что, при сомнении – надо чуть переэкспонировать. И многие из нас (и я тоже), борясь с экпозамером цифровых камер зачастую подкручивают коррекцию чтобы тени показать получше в +0.3/+0.5 Ev (на полстопа или треть стопа).

При этом вот те же пленочники в лице Мортенсена говорили что надо недоэкспонировать , а теневые детали понемногу выбирать в обработке. Ну а пересветы, стало быть – сохраняют детали.

Попробуем подойти к делу систематически и проанализировать – как ведет себя таки цифровая камера?

Итак, стандартный солнечный день, времени около 12ти.

Попробуем сделать два кадра в RAW, экспонируя по теням, и экспонируя по пересветам. Цвет убираем, как не важную для эксперимента деталь.

High contrast scene - 1

Все как и ожидалось – кадр где мы экспонируем по светам, снимая на 1/15 – получил детали в листве и “потерял” тени, а кадр где мы снимали на 1/2 – получил детали в тенях, ну а блики на листве – как после ядерной войны.

Теперь берем в руки Capture Onе снова, и компенсируем экспозицию на два стопа в противоположную сторону (пересвеченную фотографию пытаемся заставить сделаться потемнее, а темную – посветлее).

High contrast scene - 2

Таким образом 1/15 превращается в условную 1/4, а 1/2 превратилась в 1/8. Но обратите внимание на интересный момент – при общем сравнимом виде гистограммы (Хотя казалось бы они должны отличаться на стоп так?) – количество деталей сохранившихся в кадре снятом на 1/15 – выше. Гистограмма касается обоих краев, в то время как в кадре снятом на 1/2 – мы уже давно отодвинулись от края. Заметно ли это визуально?

Приведем оба кадра к “общему знаменателю” = 1/8 (поднимем темный кадр вверх на два стопа, и опустим светлый на 1 стоп)

High contrast scene - 3

Интересно – кадры выглядят почти идентично, так?

Но согласно гистограммам мы имеем таки различные картинки, где в случае кадра изначально экспонированного по теням – мы получаем меньше информации нежели в кадре экспонированном по пересветам.

Разумеется – количество ступеней сохраняющих информацию – будет отличаться от сенсора к сенсору и от одной модели камеры к другой (играет роль не только сенсор но и его обвязка). Однако это таки довольно хорошо визуально иллюстрирует, как мне кажется, почему, на текущем уровне развития цифровой фотографии – все же полезно кадры экспонировать по светам, а не по теням, в случае работы с высококонтрастной картинкой, где возникает ощущение что жертвовать чем-то да придется.

Поэтому самый простой вариант в случае стандартной камеры оснащенной ТТЛ – перевести камеру в режим тотечного замера, навести эту самую точку на какой то особо светлый листик, если хочется листиков в кадре, или на пятно на волосах светлое, если вы вдруг фотографируете кого-то в этом самом лесу, “запомнить” значение которое вам показывали по полунажатию. Перевести камеру в режим М, установить запомненное значение, и снимать на здоровье, не слишком беспокоясь. Потом придется “подтягивать” кое где тени, при этом не забывайте что когда вы просто “подтягиваете” ползунки – света тоже сдвигаются, не забывайте корректировать кривые. Ну и про шумы тоже помните, если вы их боитесь.

Еще обратите внимание на ИСО – чем выше ИСО – тем меньше у вас будет запаса в RAW файле. На текущий момент, опять таки. Возможно это будет изменено через поколение-два разработок.

Enchanted forest

Хороших всем кадров.

Оставите комментарий ?

11 Комментарии。

  1. Плёночники сволочи нехорошие имеют слайд и негатив, один хорошо сохраняет тени и теряет информацию в пересвете, а другой – как раз наоборот, от того зачастую и рекомендации тянуть в разные стороны. Цифра сейчас ведёт себя как слайд и не имеет возможности вести себя как негатив.

    Но зато в цифре у нас есть валшепный HDR с возможностью объединить ДД у любого количества фоток :)

  2. Всегда задавался вопросом, почему в лесу глаза видят одну картинку, а фотоаппарат другую. То, что воочию выглядит красиво, на фотографии выглядит блекло и невыразительно. Прочитав статью, многое стало понятно.

    • Люди не так видят просто 8))
      Угол “резкого” зрения у людей очень маленький, мы постоянно сканируем картинку, адаптируем яркости, додумываем и дорисовываем участки, и так далее 8) В общем – сплошное надувательство.

  3. >>Всегда задавался вопросом, почему в лесу глаза видят одну картинку, а фотоаппарат другую. То, что воочию выглядит красиво, на фотографии выглядит блекло и невыразительно. Прочитав статью, многое стало понятно.

    Учитывайте ещё, что кроме большего ДД глаз у хозяина этих глаз есть мозг, который склонен домысливать и додумывать картинку в real-time режиме :)

    У фотоаппарата такого мозга, понятное дело, нет.

  4. Спасибо, Сергей, и за Мортенсена, и за отличное изложение!!!
    Буду пробовать вышеописанную методику.

  5. Андрей

    “…при этом не забывайте что когда вы просто “подтягиваете” ползунки – света тоже сдвигаются, не забывайте корректировать кривые …”

    Сергей, если не сложно, скажите пожалуйста как надо корректировать кривые в этом случае
    Спасибо заранее

    • Вот в том и штука что тут нет прямого рецепта – я пока перепробовал это на группе разнородных кадров, снятых подобным образом – и то что приходится делать с кривыми – каждый раз требует индивидуальной правки. Если вы используете C1 это нечто подобное – создание наклона влево у правого предела на levels (сдвиг влево верхнего ограничителя) и коррекция контраста. По крайней мере такой подход пока. Но я сам еще пробую пока – учусь 8)

  6. Андрей

    Спасибо Сергей.
    Да я использую именно C1, но для меня работа с кривыми пока – темный лес. Конечно я понимаю, что одного рецепта на все случеи жизни нет – я почитал в книге Маргулиса про кривые, но пока у меня после манипуляций с кривыми получается только хуже, чем было :) Обычно я кликаю на кнопке “А” в инструменте кривых и смотрю лучше стало или нет.

    • я, если честно, сам на ощупь. Они вот на днях прислали мейл, про новые курсы по С1, но времени нет особо

  7. Мда.. удивляюсь иногда как все важно в ньюансах. спасибо за статью.

  8. Это, как я понимаю описан способ известный под именем “Exposure to the Right”. На Luminous Landscape был описан. Хороший способ, сам использую. Правда подходит он, для не слишком контрастных сцен.

    И иногда, снимая с рук, когда хочется переэкспонировать кадр, автоматика решает, что пора поднимать ИСО вместо уменьшения выдержки. Ну и если снимать без точечного замера, просто вводя экспокоррекцию, надо следить за гистограммой, чтобы не переэкспонировать и не потерять информацию в светах.

Оставить комментарий


Примечание - Вы можете использовать эти HTML tags and attributes:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>