Skip to content


Фотокритика: Nobody expects the Spanish Inquisition!

Побывав вчера в очередной раз на бесплатном разборе/критике и пообсуждав процесс со знакомыми, после, я подумал, что будет уместно отвлечься на время от вопросов “как фотографировать” и поговорить немного о том что же такое фотокритика.

Wake up and smell the rose

Каждый обитающий в сети фотограф так или иначе становится объектом критики. Фотография, как и любая форма искусства – субъективна, и единого стандарта, который нравится всем поголовно – нет и быть не может. Мы очень разные люди, происходящие из разных слоев, из разного прошлого.

Меня частенько недолюбливают за сжатую и конденсированную форму критики, которую я предпочитаю, вместо того чтобы говорить о том как все замечательно. С моей же точки зрения фотограф, выставляющий работы на критику – ищет чего-то всегда. Подтверждения страхам, общего понимания куда двигаться, подтверждения надеждам, некоего укрепления. Если ищется лишь подтверждение того “какой я хороший” – есть яндекс-фотки и море других мест. Очень в этом смысле всегда смешат конкурсы различных ВУЗов “мисс-Фото” с зрительскими голосованиями, где побеждают зачастую не самые лучшие фото и даже не самые красивые девушки, а те кто может пригласить побольше знакомых.

Поэтому да, любая критика делится на две части – что нравится и что не нравится. При этом фотограф, как мне кажется – должен быть способен объяснить обе части. Причем не в избитых фразах “не резко, горизонт завален, +1″ , а внятным, пусть даже и суховатым несколько языком фотографии или хотя бы попыткой вербализировать свои представления о происходящем.

По моему опыту разделы фотокритик , причем это и в Рунете и в англоязычном разделе – очень часто скатываются в бестолковое сюсюканье “ой какой малыш” или “какая красивая девушка”, или в длительное перетирание техник или аспектов обработки. Не слишком сложно снять нравящийся больше половине зрителей портрет если на нем симпатичная девушка или юноша. Многие будут прощать за это вагон огрехов технических. Но если хочется расти именно как фотограф – то стоит смотреть на фотографию.

Крайне странным для меня действом является попытка, особенно часто наблюдаемая в различных российский фотосборищах, выглядеть богемой и начать рассуждать о значении элементов в кадре “вот этот забор, он выглядит как пружина – удерживающая ребенка от прохождения дальше” “а вот тут ноги обрезок – он дает нам возможность понять что это босоногий ребенок и он важен для истории”. Нет, не важен. Это – обрезок ноги и забор! Не надо придавать им больше значения чем вложено автором! Если бы автор мог внятно сказать почему там нужен этот элемент – тогда не вопрос – да, это часть истории, но размытая обрезанная нога которая “просто попала в кадр” – это размытая обрезанная нога.

Возвращаясь к схеме построения критики
– что нравится
– что не нравится

в каждом из разделов полезно выделить для себя четыре важных элемента
– композиция
– свет
– идея
– техника

И тут опять таки нет абсолюта. Идея может быть настолько великолепна, что она перевесит слабую технику и ужасную композицию , если ее удается воплотить с нормальным светом , к примеру. Но идея “я хотел снять человека пролетающего над ночным городом”, снятая с уровня асфальта , в полной темноте, без света, без единого объекта вне фокуса – это не совсем воплощение идеи, согласитесь? Та же идея снятая со светом, показывающая смещенным фокусом движение – может выглядеть потрясающе, даже при случайно обваленной композиции, если немного поработать над ошибками.

Очень важно при этом абстрагироваться от личности фотографирующего, удержаться от вопроса “вы купили себе полноформатную камеру – зачем, если вы все еще норовите снимать на автомате?”, но при этом если человек продолжает из раза в раз обижаться что зеркальная камера не работает так как работала компактная – подобный вопрос вполне можно озвучить, возможно приобретение техники которая требует более вдумчивой работы – было ошибкой и надо было более автоматическое что-то.

Отдельностоящая категория – люди которые считают что могут зарабатывать деньги фотографией, но при этом вполне очевидно еще не достигли сколь либо внятного уровня. В целом для фотографа очень сложно реально оценить момент “когда уже можно”. Ведь если все друзья говорят “у тебя замечательные фото”, то начинаешь в это верить. Ну и плюс – если ждать достижения некоего просветления – его можно ждать бесконечно. Никто не совершеннен. Важно понимать также, что есть люди которые принципиально никогда не смогут стать “настоящими фотографами”. Это, как и умение рисовать, не всякий способен делать, хотя взять в руки камеру и сделать кадр сильно проще кажется, чем взять в руки карандаш/кисть и нарисовать портрет. Изуродовать можно и то и это. Подобные люди еще очень часто и болезненно реагируют на итоговые комментарии о своей бездарности (когда несколько лет подряд видишь что в общем – вот , порог у человека, то обычно это все же как факт понимается). Быть добрым или жестким – тут каждый выбирает для себя. Для меня еще  важен уровень человека – я адаптирую критику, если у меня есть знание того как долго конкретный фотограф занимается фотографией и как себя позиционирует (себя я часто просто рву на куски, да так что руки опускаются :)).

Также при критике надо удерживаться от обсуждения личности фотографируемого. Но если у человека на фото избыточный вес и вы видите что можно было с этим справиться – можно смело пообщаться на эту тему, важно лишь не использовать банальных огрублений типа “таких толстых нельзя снимать в такой позе”. Мягко стоит посоветовать подумать над иным позированием, над использованием света и аксессуаров для работы с проблемными местами.

Особо сложно всегда критиковать детские портеты – родители обижаются, родные обижаются. Кажется что каждая секунда таких кадров – достойна запечатления. А потом вы посмотрите в альбом – а там сотня портретов где малыш смотрит направо, налево, эмоция приблизительно одна и та же, глаза невесть куда смотрят , о чем речь, куда смотрел, что там было вне фокуса и кадра? кто знает – уже через год будет не вспомнить. Одной эмоции бывает недостаточно в детском портрете. Бывает важно и то что ее вызвало включить. Что не делает кадр сам по себе плохим – просто “можно было лучше”.

И вот этот момент – как можно УЛУЧШИТЬ – он очень часто отсутствует. Многие упорно исходят из того что надо что то сделать с данным кадром, а не с тем куда человек может / хочет двигаться. “перекадрировать” ? “вот тут глаза порезче сделать”? Как насчет “а вот попробуйте сместиться влево в следующий раз, чтобы композиция вот так подправилась”? или “вы какую настройку для фокуса использовали? попробуйте точечную и последите что не двигаетесь чуть чуть при перестройке кадра”?

Собственно подобный разбор вполне полезно проводить и самостоятельно над своими кадрами, также как и над чужими.  Анализ собственных работ – очень помогает пониманию и самокоррекции.

Теги , .


12 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.

  1. Mr.Slam says

    Согласен практически со всем.
    Критиковать надо уметь, но большинство людей этого делать не умеют и таким образом высказываясь просто обижают фотографа/фотографируемого.
    Так же важен момент восприятия критики: для большинства фотографов приемлема критика только либо от знакомых им людей (а она обычно весьма субъективна), либо от известных им “авторитетов” и обстоятельная критика от понимающего, но неизвестного человека не воспринимается.

  2. kolbinsky says

    Да в том и дело. Разные люди, разные уровни мастерства и наконец просто – разные вкусы. Очень сложно среди всех восторженных или не очень отзывов услышать то что действительно поможет стать лучше, подняться на ступеньку.
    Это опять кстати возвращает к теме поднятой вами ранее – зачем вы делитесь опытом. Сообщество фотографов очень замкнутое – если это вообще можно назвать сообществом. В целом гораздо чаще можно увидеть ехидную усмешку над неудачным кадром чем дельный совет. “wow! wonderfull shot!” – тоже не вносит ясности а что же собственно тут wonderfull…

  3. 8020photo says

    @kolbinsky
    с моей точки зрения вербализация для себя того что именно нравится или не нравится в фотографиях – помогает фотографу лучше двигаться вперед просто. Очень часто просто можно услышать именно “я вроде вот все делаю так, но не могу понять что не так?”. А ответ как правило кроется в какой то вот именно мелочи которая очень нравится в кадре но которую не удается ухватить за хвост именно по причине того что не удается сказать что именно нравится. Поэтому это как привычка просто – полезный навык 8)

  4. Максим says

    “Собственно подобный разбор вполне полезно проводить и самостоятельно над своими кадрами, также как и над чужими. Анализ собственных работ – очень помогает пониманию и самокоррекции.” Вот это пожалуй самое главное для думающего фотографа. Спасибо за статью.

  5. Евгений says

    Свои фото выставлять для критики вообще нет смысла, только если для пиара)) Те кто критикуют, как правило сами ни чего не умеют, а те кто умеют не критикуют.

  6. Vendigo says

    в каждом из разделов полезно выделить для себя четыре важных элемента
    – композиция
    – свет
    – идея
    – техника

    В портретах, я для себя сформулировал несколько по другому.
    – эмоции
    – композиция
    – свет

    Мне важно, снимая людей, найти настроение, красивые эмоции, что бы человек получился выразительным. Если этого нет, то и красивый свет не спасет.

    Техника конечно тоже важна, но это как то само собой подразумевается. Если кадр не в фокусе, то уже не важно какие там эмоции или композиция.

    Идея же… далеко не каждый кадр я делаю ради какой-то идеи. Чаще снимаю просто посчитав, что это будет красиво, или интересно.

  7. Андрей says

    А как вы относитесь к критике на ХЭ (http://photo-element.ru/)? Дело в том, что критика там резко отличается от остальных фотосайтов в рунете. В первую очередь отсутствует облизывание, не принимается во внимание изображаемое (красивый ребенок, девушка, природа и т.д.), также (ИМХО) идея, техника, свет.

  8. TEP says

    Сергей, а не хотите сделать у себя на сайте раздел куда можно было бы присылать работы для критики?

  9. 8020photo says

    @Андрей
    никак не отношусь, если честно. Зерна хорошие бывают везде на самом деле, даже иногда посреди большого потока странных высказываний находится человек, который вдруг что то полезное скажет, или скажет что то, что заставляет задуматься и потом работать над каким-то аспектом. Я когда то на фотофоруме с удовольствием бывал. А потом убрёл – надоело.

    @TEP
    Ну вот собственно задания для этого и делаются, как и конкурсы. А делать это на постоянной основе, даже если это будет делать 5 процентов читателей – это на текущий момент будет под сотню работ в день, я не жалуюсь, больше – веселее, но просто у меня кроме блога еще ведь есть дела всякие в жизни.

    @Vendigo
    Ну вот для меня эмоции – это часть идеи. Если эмоции не работают на идею – то идея то не срабатывает 8)

  10. бинго! says

    и сразу же захотелось дать фотографии на вашу оценку, чтобы понять уже есть ли хоть малейший шанс стать нормальным фотографом и зарабатывать любимым делом деньги, или же я отношусь к разряду людей, принципиально не могущих.

Continuing the Discussion

  1. Tweets that mention Фотокритика: Nobody expects the Spanish Inquisition! | 80-20 Фото -- Topsy.com linked to this post on 30/07/2010

    [...] This post was mentioned on Twitter by Strafer, R U focused?. R U focused? said: О критике фотографий (80-20) http://tinyurl.com/3xoj5ov [...]

  2. Что Делать с Пятнадцатью Тысячами Фотографий? | I Like Photo linked to this post on 05/08/2010

    [...] внимание на эти заметки: взгляд Сергея Родионова на критику фотографий; советы профессионального фотографа и галерея снимков [...]



Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.