Skip to content


Укрощение софбокса – часть 1

Очень часто люди, купив софтбокс, особенно студийный, с “внутренней” и внешней рассеивающей панелью – впадают в прелесть, получив  в руки большой и мягкий свет. Восторженное “у меня теперь есть большой софтбокс и я буду им везде и постоянно пользоваться” – не сходит с лица. В этом состоянии они забывают два важных момента:

– прежде всего если вы ставите большой софтбокс приблизительно повдоль оси камеры (ну или градусов 15ть от оси – ту не сильно важно) – все что вы получаете – большое заполнение теней и бездумное заливание всей сцены светом. Это замчательно, если у вас есть “рисующий” источник, дающий собственно теневой рисунок, но подобное лобовое использование для “главного” света, по сути своей мало чем отличается от старой доброй “вспышки в лоб”.   Исключением, безусловно являются постановки света под “бабочку”, скажем, или “ракушка”, но это как минимум требует убирания источника выше чем камера и градусов на 30-45, а то и еще более ощутимо, смещая его от оси камеры по вертикали (или диагонали – в зависимости от необходимых эффектов), поэтому строго говоря – свет опять таки вне оси;

– второй момент, возможно даже более важный чем первый, это то, что софтбокс это не только ценный мех способ смягчения света, но и еще способ его контроля.  Можно превратить обычный софтбокс в очень интересный источник света, слегка мимикрируя под то, что делает Elinchrom Deepthroat Octa  с помощью убирания передней панели с обычного софтбокса. В этом случае небольшое рассеивание и смягчение будет осуществляться внутренней панелькой, а потом свет будет лететь вперед, ограничивая росплеск краями софтбокса. Что это дает? Это дает источник “средней мягкости”, это возвращает вам немного мощности света (обычно панелька съедает с пол-стопа, а то и стоп) и возможность создания интересного теневого рисунка. Очень важно однако же помнить, что для такого рода источника кожа у снимаемой женщины должна быть с хорошим макияжем. Для мужчин – ну.. Мы более брутальны и можем стерпеть, хотя лучше жирную кожу таки припудрить.


Фотография открывающая заметку снята именно с подобным источником справа (фотографское право). Слева стоит небольшая вспышка с гридом. Обратите внимание – небольшой октабокс в этом случе около метра, расположен почти сразу за кадром – видите какие тени получаются “средние”. И в то же время – свет получается “выхватывающим” и концентрированным, спадая достаточно быстро по мере удаления от снимаемого. Если бы мы с обычным софбоксом пытались добиться таких теней – пришлось бы его отодвигать. И это заставило бы свет спадать хуже (или лучше, если цель была бы осветить все подряд), и мы бы не получили драмматизма в кадре.

Теги , , , .


9 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.

  1. Василий says

    замчательно->замечательно :)

  2. Новиков Олег says

    Как всегда ЗДОРОВО 8)!!
    Касательно фотографии – может быть зря дяденька вытянул ногу со светлым кедом вперед? Получились равнозначные объекты голова и кросовок :( Или это такая задумка, пустить диагональ ;)? Спасибо :)

  3. 8020photo says

    @Новиков Олег
    Ну на самом деле потом на этом месте сидела уже модель и у нее была несколько иная одежда. Это просто один из фотографов-участников помогал мне проиллюстрировать свет, пока модель готовилась.

  4. 8020photo says

    @Новиков Олег
    PS: все верно про диагональ. Ноги удлинняем 8) У человека на фото рост около 150+ см, если что.

  5. Давид Мзареулян says

    Сергей, спасибо за идею с убиранием переднего рассеивателя! Сегодня опробовал, интересно:)

  6. 8020photo says

    @Давид Мзареулян
    рад что понравилось. Оно не на каждый день, но как и со всеми другими штуками – просто иногда разнообразить – помогает.

  7. makhmutov says

    Я все мучаюсь вопросом стоимости шторок на софтбокс, можно ли сказать что зеркальный софт без передней панели чем-то похож на оные шторки?

  8. Photo-Revue says

    “…все что вы получаете – большое заполнение теней и бездумное заливание всей сцены светом”.

    Не согласен – софтбокс может быть использован и как заполняющий и как рисующий источник света. И как то и то одновременно – например, “высокий ключ”. Есть и другие варианты применения.

    Несколько вариантов на моем блоге:

    http://www.photo-revue.ru/standartnaya-schema-sveta-1/

    http://www.photo-revue.ru/standartnaya-schema-sveta-2/

    http://www.photo-revue.ru/studiya-2-soft-schema-sveta/

    • 8020photo says

      c чем именно не согласны? Ни в одном из ваших примеров нет софтбокса на оси камеры.



Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.