Skip to content


Пейзажи (часть 1) – композиция, игры с планами

Отвлечемся от портретов и предметной съемки и посмотрим на еще один популярный предмет съемки – пейзажи. Что превращает хороший пейзаж в плохой и наоборот? Почему на форумах часто можно услышать от очередных специалистов “нет КЦ” “плоские цвета” и тп…?

Пейзаж, как и портрет, вопреки популярному мнению – требует тщательного построения в композиции, “позирования”, если угодно , и выбора света.

Начнем разговор с “позирования”.

Есть наскучившее правило третей, но в целом, если отвлечься от его бесконечно цитирования, идея достаточно проста – прежде всего стоит обратить внимание на то, чтобы ярко выраженные грризонтальные линии не резали кадр пополам. При этом если у вас есть несколько таких линий, и они образуют ритм – это правило, в принципе, перестает действовать, так как взгляд не будет сразу разделять кадр на половинки.

Следущий момент – поиск “композиционного центра” или “КЦ”. Как и в портрете – в пейзаже всегда явно или неявно (ну ладно, в “хорошем пейзаже”) – присутствует некий центр зрительского внимания. Это может быть некий предмет (дерево на холме, разваленная церквушка в поле, большой пруд и тп), ритмический набор фигур (квадратики пашни, перевивающиеся ритмически дороги) или, и про это часто забывают – просто выделение светом или цветом. Свет и цвет привлекают наш глаз и образуют геометрические фигуры в кадре ничуть не хуже чем уже имеющиеся объекты.

Для усиления эффекта – можно использовать игры с передним планом и задним планом. Прежде всего не стоит мучиться идеей про то что пейзаж обязательно снимать на f8-f11. Это не так. Никто никогда не говорил что все детали пейзажа должны быть в резкости. Вы можете прекрасно использовать открытые диафрагмы для того чтобы подчеркнуть некие участки пейзажа зоной резкости, и , что собственно и важно для композиции – вы можете использовать диафрагму, зажатую или не очень – для игры с передним и задним планом. Использование объектов на переднем плане может помочь фотографу создать “рамку”, обрамляющую интересный участок пейзажа, а использование заднего плана в резкости и переднего вне резкости (или наоборот) – может помочь создать отделение или противопоставление композиционное, которое может придать кадру совершенно иное звучание. К примеру осенний лес – пестрое месиво, но если мы используем пару листьев на переднем плане мы можем превратить пейзаж из скучной мешанины во что то с подчеркнутым центром (листья в резкости, размытый в пестроту, используя лишь цветовую геометрию для заднего плана), или “взгляд из-под листа” – когда размытые формы листьев прикроют некие участки заднего плана и выделят ритм и цвет в пестроте.

Теги , , , .


11 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.

  1. Михаил says

    Сергей, откройте секрет, как вы добиваетесь такого контраста цветов? только ли кривые? или тут какая-то хитрость? Спасибо!

  2. Rastler says

    Михаил :
    Сергей, откройте секрет, как вы добиваетесь такого контраста цветов? только ли кривые? или тут какая-то хитрость? Спасибо!

    Действительно было бы интересно

  3. Максим says

    лаконично так. :). жду продолжения.

  4. mrBurns says

    Rastler :

    Михаил :
    Сергей, откройте секрет, как вы добиваетесь такого контраста цветов? только ли кривые? или тут какая-то хитрость? Спасибо!

    Действительно было бы интересно

    +1 интересно что с цветом, буду очень благодарен если поделитесь

    с уважением, Евгений

  5. 8020photo says

    mrBurns :

    Rastler :

    Михаил :
    Сергей, откройте секрет, как вы добиваетесь такого контраста цветов? только ли кривые? или тут какая-то хитрость? Спасибо!

    Действительно было бы интересно

    +1 интересно что с цветом, буду очень благодарен если поделитесь

    с уважением, Евгений

    в первую очередь – с помощью света. Потом в ход идут кривые.

  6. Rastler says

    8020photo :

    mrBurns :

    Rastler :

    Михаил :
    Сергей, откройте секрет, как вы добиваетесь такого контраста цветов? только ли кривые? или тут какая-то хитрость? Спасибо!

    Действительно было бы интересно

    +1 интересно что с цветом, буду очень благодарен если поделитесь
    с уважением, Евгений

    в первую очередь – с помощью света. Потом в ход идут кривые.

    В принципе я так и думал :) Еще раз убеждаюсь, что важно изначально правильно снимать.

  7. Титович says

    Простите за “детский” вопрос,Сергей, где можно почитать (желательно на русском языке) о работе с “кривыми” (предполагаю кривые гистограммы). Может, ссылочку подскажите, а может и сами расскажите.

  8. 8020photo says

    Титович :

    Простите за «детский» вопрос,Сергей, где можно почитать (желательно на русском языке) о работе с «кривыми» (предполагаю кривые гистограммы). Может, ссылочку подскажите, а может и сами расскажите.

    вопрос не детский, но увы – никаких материалов не подскажу. То есть обычные рекомендации типа Маргулиса и тп – очевидны, но бесполезны и слишком массивны по объему, ИМХО. Я собственно просто методом научного тыка все это подбирал, и по журналам всяким (печатным). Тут писать особо нечего, к сожалению. Есть куча ресурсов как раз по фотошопу где это рассказывают более внятно, как мне кажется. Но я подумаю 8)

  9. Strong_V says

    Сергей, подскажите как правильно снимать пейзаж, который отражается на поверхности воды.
    Ведь хочется, чтобы было видно всё и сам пейзаж и его красивое отражение. Но тогда однозначно нарушается правило “… обратить внимание на то, чтобы ярко выраженные горизонтальные линии не резали кадр пополам”.
    Обрезать отражение? Или считать этот случай исключением из правил?

    • 8020photo says

      Нет, просто она не режет кадр пополам все равно. Линия воды приходится выше или ниже середины, и обычно можно рисунок образуемый отражением и реальным предметом использовать для композиционного решения.

Continuing the Discussion

  1. Пейзажи (часть 2) – Свет, Фильтры, Баланс Белого | 80-20 Фото linked to this post on 20/08/2009

    [...] (продолжаем тему начатую тут) [...]



Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.