Skip to content


Тени и расстояние до фона

Про “качество” света мы говорили уже много раз. В последних нескольких статьях я затрагивал опять термины “теневая зона”, “зона перехода”. Однако кое что осталось за кадром.

Когда мы используем модификаторы и ограничители – они также способны отбрасывать разные тени, а не только направлять и ограничивать или просто модифицировать свет.

Штука в том, что края тень/свет по мягкости на фоне - зависят от двух расстояний.

Первичное влияние – то что мы уже знаем – это относительный размер источника. Однако есть еще и вторичный процесс – а именно – как далеко “преграда” находится от фона.

Самая простая аналогия – показывание фигурок на стене. Когда мы показываем их в солнечных лучах – кажущийся размер источника – мал. Рука освещена жестким светом. Однако если до стены будет достаточное расстояние – края тени выйдут менее резкими, чем если бы рука была в 10 сантиметрах от стены.
Мы не можем подвинуть солнце, но мы можем взять лампу или вспышку и подвигать ее. И тогда мы замечаем что жесткость краев регулируется именно двумя расстояниями.

На приведенной иллюстрации , чтобы ограничить тень от модели я использовал гобо(флаг) для того чтобы свет не падал на кофейник и на зерна. При этом сам источник дополнительно обернут небольшим снутом, чтобы создать контраста больше. фигурка при подобном подходе сама становится своеобразным гобо, блокируя свет от падения на фон. Однако обратите внимание как края тени отличаются. Фигурка ближе к фону – поэтому края ее тени более жесткие, в том время как тень  между световым пятном, содержащим тень модели, и кофейником – мягкая. Эта мягкость порождена тем, что гобо было на сантиметров тридцать ближе к источнику света.

Почему так важно уметь управлять краями теней при использовании модификаторов? Потому что чем лучше мы контролируем зоны перехода – тем лучше мы контролируем световые акценты и свет в кадре.

Теги , , , , , , .


14 Responses

Stay in touch with the conversation, subscribe to the RSS feed for comments on this post.

  1. fantodem says

    эээх, это конечно все здорово, вот только если нет пока стольких источников света искуственных? остается использовать солнце лишь и отражатели подручные.. таких интересных решений световых не воспроизвести на открытом воздухе..

  2. 8020photo says

    @fantodem
    у вас в доме нет двух лампочек независимых? С солнцем тоже можно, если просто использовать зеркало для перенаправления света. А можно использовать солнце для тени, а вспышку для отрисовки объекта съемки. Тут ровно две вспышки использовалось для света.

  3. UncleSam says

    @fantodem
    Предметку, действительно, элементарно можно снимать с использованием настольной лампы – только штатив обязателен.

    @8020photo
    Сергей, а про солнце и руку – тут ведь окно является источником, близость к нему ведь тоже важна.

  4. 8020photo says

    @UncleSam
    Окно будет самое по себе источником только если оно непрозрачное. В смысле – шторой завешено и тп. А если оно достаточно чистое и не завешено шторой – то оно по сути просто дыркой к солнцу является, а стены наружние как гобо получаются 8)

  5. Давид says

    Сергей – Вы наверно торопитесь когда пишите – вот здесь, речь ведь идет о тени, с мягкими краями и более четкими – каким образом судя во вашим записям мы определяем, что источник мал, там ни слова про падающую тень или это утверждение, чо солнце далеко и поэтому оно кажется маленьким и т.д
    Самая простая аналогия – показывание фигурок на стене. Когда мы показываем их в солнечных лучах – кажущийся размер источника – мал. Рука освещена жестким светом. Однако если до стены будет достаточное расстояние – края тени выйдут менее резкими, чем если бы рука была в 10 сантиметрах от стены.
    Мы не можем подвинуть солнце, но мы можем взять лампу или вспышку и подвигать ее. И тогда мы замечаем что жесткость краев регулируется именно двумя расстояниями.

  6. Давид says

    я похоже тоже тороплюсь, полно ошибок )

  7. 8020photo says

    @Давид
    Давид – посмотрите внимательно. Тут в начале текста специально выделено что речь идет о тенях на фоне. Тени на объекте съемки, в виду того что расстояние от носа до щеки, по сравнению с расстоянием от носа до источника света – ничтожно мало – мы пренебрегаем разговором о том, что щеки должны быть ближе к носу, чтобы тень была мягкой. И говорим просто о том что относительный размер должен быть сравнительно велик. В то же время если работать в студии с любого рода фоном и источником сколь угодно мягким по сравнению с головой, но малым по сравненю с туловищем, истояник будет достаточно мощен, чтобы света с него хватало не только на освещение лица но и на то чтобы был росплеск на фон, и человек будет в 10 сантиметрах от фона – вы увидите там тень. На лице все будет хорошо, кстати.

    Заметьте – я не говорил в аналогии про руку то, что тень станет мягкой совсем. От прямых солнечных лучей она всегда будет достаточно глубокой. Но чем дальше рука от стены тем менее выражены края.

  8. Jade says

    а что вы имеете в виду, говоря о модификаторах?

  9. 8020photo says

    @Jade
    модификаторы света различные. Гобо, рассеиватели, отражатели, снуты, гриды и тп.

  10. Denk says

    А ещё резче можно сделать скелет?

  11. 8020photo says

    @Denk
    да, конечно можно – достаточно отодвинуть вспышку подальше и/или приблизить еще скелет к фону.

  12. Сергей says

    Сергей,мне не совсем понятно как расставлены вспышки и фигурка динозавра при съемке этого кадра.
    Если можно, приведите пожалуста эскиз расстановки.

  13. 8020photo says

    Сергей :

    Сергей,мне не совсем понятно как расставлены вспышки и фигурка динозавра при съемке этого кадра.
    Если можно, приведите пожалуста эскиз расстановки.

    Давайте ка я лучше совмещу это с идеей про дешевые приспособления для фонов и покажу в новой заметке. А то так просто рисовать – без толку. Тем более что принцип не изменяется особо.

  14. Сергей says

    С нетерпением жду новой заметки.



Some HTML is OK

or, reply to this post via trackback.