(глядя в зеркало) “Ой, кто это?”
- Где?
(передает зеркало, смотрят) – Я
- слава Богу, я думал это – я…”
Этот старинный скетч прекрасно характеризует наше отношение к “узнаванию”. Скажем, все знают, что новый костюм и стрижка и сохранение осанки может преобразить мужчину, каждый согласен, что интересное платье, туфли на каблуке, макияж – могут преобразить женщину. Однако же, глядя на фотографию люди оказываются зачастую неспособны перенести проекцию этого отношения на изображение. А ведь в портрет входит еще игра светом и тенью выбор угла проекции (то бишь фокусного расстояния), точки съемки (скажем портрет снятый с уровня пола будет уменьшать голову и удлинять ноги у стоящего человека). Позирование, использование аккессуаров и моментов (ваши друзья часто видят вас парящей в метре над полом? нет? я так и думал).
Да, безусловно – есть элемент вносимый пост обработкой, было бы смешно отрицать это, особенно в наш век, когда все так хорошо осведомлены “про фотошоп”. Однако, говоря по правде, основная часть работы именно фотографа делается таки до постобработки.
Я взял за правило во время съемки в студии демонстрировать несколько раз снимающимся у меня в первый раз людям, прямо в камере – насколько по-иному они выглядят если мы работаем вместе и как углы съемок, моя возня с объективами или светом может сыграть на финальном кадре. Обычно двух-трех сессий хватает на то, чтобы мы просто начали работать и человек больше не поражался своей “непохожести”. И чтобы на меня перестали недоуменно поводить бровями, почему я так люблю “переключаться” и так много двигаюсь по площадке.
Вот, кстати, я до сих пор себя на фотографиях узнаю преимущественно лишь зная что я там изображен. Был период когда даже зная это – я себя не мог на них найти (в районе лет 15-18).
Штука в том, что мы видим себя в зеркале, что уже отличается от того как видят нас другие. Далее – мы видим себя в “нормальном угле” человеческого зрения. Для сравнения – 46 градусов против 10-11 на телефото используемые большинством фотографов? Нам требуется время привыкнуть к этому углу.. а потом нам вдруг могут показать кадр сделанные скажем на 25 градусах и мы опять себя не узнаем. Разница в проекции на плоскость – может делать с нашим лицом массу интересного. Но и это еще не все. Мы привыкаем видеть себя в зеркало при достаточно определенном свете. Как и других, кстати. Стоит нам оказаться в непривычном освещении – мы оцениваем людей сразу несколько иначе (всякий кто оказывался в солнечный день в прозрачных пешеходных переходах с синими стеклами/обводкой – знает как ужасно вдруг выглядеть начинают люди, переходя из резкого дневного света в рассеяный равномерно синий). Тени могут быть друзьями, могут быть врагами. Они могут оптически уменьшать или увеличивать участки лица и тела. Что опять таки влияет на узнаваемость.
Именно поэтому – прежде чем в следующий раз говорить, глядя на фотографию “ты здесь на себя совершенно не похожа, это не ты” – подумайте. Возможно правильная фраза звучит как “ты здесь чудесно выглядишь, интересный ракурс/образ какой для тебя!”.
Есть зоны узнавания лица: лоб, брови, веки, глаз, нос, губы, скулы…
У европеоидов приоритет на одной группе, у азиатов приоритет на другой. Не обращали внимание, что вам трудно выделить в толпе китайцев/ветнамцев, кого-то конкретного по лицу. Так-же и уних, они тоже не могут выделить по лицу конкретного европеиойда из толпы… Это как раз разница в работе с зонам узнавания…
И если человек не узнает себя на снимке, то возможно просто по причине того, что вы поигрались с привычным для человека ракурсом, тенью, светом. Вы как раз модифицировали привычные для человека зоны узнавания…